История синагоги
История вопроса.
Своим появлением Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке обязана царю-реформатору Александру II и Московскому еврейскому обществу. Спасоглинищевский переулок — бывшая улица А.Е. Архипова (Пырикова), названа в честь талантливого русского художника Абрама Ефимовича Архипова, выходца из крестьян.
Абрам Архипов (1862–1930)
Царь позволил евреям, прежде всего купцам 1-й гильдии, состоявшим в высшем купеческом обществе не менее десяти лет, — жить и работать вне черты оседлости, в том числе и в столичных городах, так как реформы требовали денег. Потом высочайшая милость была распространена и на евреев-ученых, ремесленников, выпускников университетов, когда уже не только деньги, но и руки, и мозги инородцев оказались востребованы Империей.
Сложившаяся политическая ситуация позволила Московскому еврейскому обществу обратиться к известному своими либеральными взглядами князю Владимиру Андреевичу Долгорукову, генерал-губернатору Москвы, с просьбой о разрешении построить еврейскую молельню.
князь В.А.Долгоруков
Территория для нее в бывшей гончарной слободе (отсюда название переулка — Глинищевский — глина) была выкуплена общиной в 1886 году с большой выгодой для городского хозяйства. Община взяла на себя долги по этому владению, которые тяжелым бременем лежали на Московском городском кредитном обществе. Эти долги община выплачивала тридцать восемь лет: из-за огромной суммы долга и непредвиденных расходов, связанных со строительством синагоги.
Территория в Спасоглинищевском переулке была выбрана Московской общиной не случайно. Дело в том, что неподалеку, в Глебовском подворье в Зарядье, образовалось то, что в московском обиходе называлось «еврейским гетто». Именно здесь с тридцатых годов девятнадцатого века стали селиться евреи, чей бизнес уже не вписывался в узкие рамки черты оседлости. Однако московские власти не позволяли открыть молельню в районе Китай-города, поэтому они и выбрали Спасоглинищевский переулок — до него от Зарядья можно было дойти вечером в пятницу и в субботу утром (в Шаббат) пешком. Сначала здание для молельни арендовали там же, в Спасоглинищевском, в так называемом доходном доме купца Рыженкова — по специальному разрешению министра внутренних дел. Доходный дом купца Рыженкова — трехуровневое угловое здание, расположенное на углу Солянского проезда и Большого Спасоглинищевского переулка. Изначально было одноэтажным, потом было надстроено несколько этажей, а ныне прекрасно сохранилось.
Доходный дом купца Рыженкова
Позже заказали проект еврейского молельного дома архитектору Семену Эйбушитцу — австрийцу, выпускнику Московского училища живописи, позднее принявшему российское подданство.
Семен Эйбушитц (1851–1898)
Сергей Родионов (1859-1925)
Первый проект молельни больше походил на казенное учреждение, вроде больничного дома или приюта, нежели на синагогу. Однако ему не суждено было реализоваться: начало восьмидесятых годов было отмечено кровавыми еврейскими погромами, последовавшими за убийством народовольцами царя-реформатора Александра Второго.
В 1886 году архитектор Семен Эйбушитц разработал новый проект синагоги. Но это было уже не скромное здание, напоминавшее больницу или приют, а большая купольная базилика с вмонтированным в купол щитом Давида, по примеру той, что была в Вене. На территории Российской империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге. Чуть позже, в начале следующего века, была построена и в Смоленске.
Закладка Еврейского молитвенного дома в Спасоглинищевском переулке состоялась 28 мая 1887 года: в восточную стену здания вмонтировали каменную капсулу с закладной грамотой.
Однако уже в следующем году известный своими черносотенными взглядами обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, имевший колоссальное влияние на слабого и пьющего царя Александра Третьего, подал жалобу министру внутренних дел: Победоносцев утверждал, что синагога, да еще и с куполом, оскорбляет чувства православных.
Говорят, что, проезжая мимо строящегося здания синагоги, генерал-губернатор Москвы принял его за православный храм и перекрестился. А Победоносцев указал на эту оплошность — вот истинная причина требования разобрать купол. Есть версия, что этот конфуз произошел с самим Победоносцевым.
У Победоносцева был свой план решения еврейского вопроса: «Одну треть следует уничтожить, одна треть— эмигрирует и одна треть ассимилируется». Генерал-губернатор Москвы князь Долгоруков пытался защитить уже почти отстроенную синагогу, но князя удалили от двора, а позже под благовидным предлогом отправили в отставку. Купол распорядились разобрать, мотивируя это тем, что проект молельного дома не прошел согласование с министерством внутренних дел. С фронтона убрали изображение Скрижалей завета — обязательного элемента всех синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, которые не закончились и по сей день. Перестройкой синагоги занимался русский архитектор Сергей Константинович Родионов (1859–1925).
Однако период реакции в России характеризовался тем, что власть вмешивалась в конкурентную борьбу предпринимателей, разделяя их на «чистые» и «нечистые». В 1891 году, в еврейскую Пасху, власти выгнали 30 тысяч еврейских ремесленников и мелких купцов за пределы Москвы, таким образом оказав поддержку «чистым» русским и немецким коммерсантам. В городе разрешили остаться лишь купцам первой гильдии, квалифицированным евреям (потом выгнали и юристов) и детям «николаевских солдат>>— общим числом пять тысяч человек. «Великое изгнание евреев» из Москвы осуществлялось с жестокой неумолимостью: как писал позже один из очевидцев, родителям не позволяли забрать из больниц больных детей.
Спустя год в синагогу явился пристав, который принес предписание, запрещающее проведение службы в Хоральной синагоге. Старый раввин Зелиг Минор написал прошение министру внутренних дел и новому генерал-губернатору Москвы Романову с просьбой не оставить евреев без возможности обращаться к Богу. Реакция была предопределена: раввина Минора выслали из Москвы, запретив когда-либо покидать территорию черты оседлости, а Московскому еврейскому обществу повелели («синагогу продать или обратить в благотворительное заведение, в противном случае здание грозили продать с торгов Губернским правлением». Так гласило высочайшее повеление от 23 сентября 1892 года.
Общине ничего не оставалось, как приспособить здание под трехклассное ремесленное училище-приют, названное Александровским — в честь царя реформатора Александра Второго, давшего евреям почти равные права с их христианскими соседями. Однако и его обязали закрыть в 1895 году. Тогда евреи назвали учреждение, располагавшееся в здании запрещенной синагоги, училищем приютом «Талмуд-Тора». В конце девятнадцатого века во всей Москве оставался лишь один еврейский молельный дом — частная молельня банкира Лазаря Соломоновича Полякова на Большой Бронной улице.
Училище «Талмуд-Тора» закрыли в 1897 году, здание предписали полностью переделать: стоимость переделок оценивалась в колоссальную для тех времен сумму — 37 тысяч 560 рублей (тарелка супа стоила 5 копеек). За разрушением синагоги обещал следить лично обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Потом были погромы конца века, и погромы века нового: около миллиона евреев покинули Россию. Правительство Соединенных Штатов Америки прекратило с Россией торговые отношения.
Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке — место символичное. Сюда ходил поминать родителей живший в Большом Трехсвятительском переулке Исаак Левитан. Здесь иногда встречался с раввином Минором Лев Толстой, учивший в 1880-е древнееврейский язык.
После первой русской революции 1905 года появился Апрельский манифест царского правительства о свободе вероисповеданий. Министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин обратился к царю Николаю Второму с ходатайством разрешить открытие Московской хоральной синагоги. Знаменитый московский архитектор Роман Иванович Клейн был приглашен для восстановления интерьера молельного дома. Отделка была закончена уже в следующем десятилетии и обошлась общине почти в 200 тысяч рублей. Клейну удалось создать интерьер синагоги, наполненный историческими аллюзиями и цитатами.
Мозаика с изображениями ливанских кедров (южная стена) создает необходимый восточный колорит и напоминает о разрушенном храме Соломона, при строительстве которого использовался ливанский кедр. В Библии ливанский кедр неоднократно уподобляется символу красоты (см. «Песнь песней»). Можно трактовать мозаику как Древо жизни, под тенью которого живут праведники, а плоды которого дают мудрость.
Именно Клейну принадлежит идея ретроспективизма, воспринятая от французского архитектора Шарля Гарнье, у которого Клейн проходил стажировку в 1884 году, она и позволила создать уникальный интерьер синагоги.
1 августа 1923 года ВЦИК Совета народных комиссаров постановил: «Находящуюся в Московской синагоге по Спасоглинищевскому переулку библиотеку передать Белорусскому государственному университету. Спустя три года часть синагоги передали «Текстильстрою», в 1960-м — еще часть отдали под резервную шахту Метрополитена.
Тем не менее Московская Хоральная синагога продолжала жить, верующие евреи то уходили в подполье, то выходили из него.
1 сентября 1948 года синагогу посетила Голда Меир — первый посол Израиля в СССР. В торжественной обстановке были переданы свиток Торы, привезённый из Израиля, и благотворительное пожертвование.
Посол Израиля в СССР Голда Меир в 1948 году возле синагоги
Встреча московских евреев у синагоги с послом Израиля Голдой
Меир на израильской купюре 10 шекелей
В 1957 году в здании молельни впервые в Советском Союзе было открыто религиозное учебное заведение — иешива «Кол Я’аков».
Улица Абрама Архипова в семидесятые и восьмидесятые годы стала местом встречи «отказников». В девяностые на еврейские праздники в синагогу стало не пробиться: вдруг оказалось, что в Москве, несмотря на десятилетия гонений и иммиграцию, по-прежнему живет много евреев, для которых старая синагога в Спасоглинищевском стала местом собраний.
Реконструкция.
В феврале 2001 года под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова началась реконструкция синагоги, которая была частью крупного совместного проекта Российского еврейского конгресса, Еврейской общины Москвы и Джойнта — создание центра Горке». Помимо реконструкции, проект также включал в себя создание еврейского детского дома, социального и общинного центров. В мае того же года зданию был возвращён его исторический облик — над синагогой появился купол, увенчанный звездой Давида.
Купол, 2017 год
Тогда же напротив молельного дома была установлена композиция «Птица счастья» работы скульптора Игоря Бурганова, олицетворяющая дружбу народов и открыта символическая Стена Плача.
Символическая стена плача
Скульптура» Птица счастья». Автор И.Бурганов
В 2006-м к столетнему юбилею синагоги реставрационные работы были завершены.
Синагога сегодня.
Московская хоральная синагога в Спасоглинищевском переулке является объектом культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения.
Здание представляет собой купольную базилику. Интерьеры синагоги украшены растительными и геометрическими орнаментами. На южной стене расположена мозаика с изображением ливанского кедра, являющегося напоминанием о разрушенном храме Соломона. Синагога имеет четыре молельных зала с балконами галереями для женщин. Также в здании находится Главный раввинат, Раввинский суд СНГ и Балтии, работает духовное училище. При синагоге открыт ресторан еврейской кухни и книжный магазин. В синагоге проводятся будничные и субботние молитвы, религиозные обряды, проводится изучение Торы. Работают различные религиозные службы, помогающие верующим соблюдать заповеди Торы. Там же находится образовательный и развлекательный клуб для пожилых людей. Синагога сотрудничает с несколькими образовательными учреждениями, прививая детям уважение к еврейским традициям.
Внешний вид и интерьеры.
В интерьере синагоги присутствуют связи и с традициями западноевропейского религиозного зодчества, в свое время воспринятыми иудейским культом. Прежде всего— это скамьи для молящихся (они оборудованы пюпитрами для молитвенников), характерные для католических и протестантских храмов. Чисто еврейской особенностью является устройство балконов-галерей для женщин, причем аркатура колонн позволяет говорить об итальяно-испанских цитатах. Интересно, что все три архитектора — авторы синагоги — не были иудеями. Сергей Родионов происходил из старинной русской дворянской семьи, Роман Клейн был выходцем из кругов московских немцев, а Эйбушитц — австрийцем.
Предания московской синагоги.
Московскую хоральную синагогу называли («синагогой на горке». Конечно, здание расположено на Ивановской горке, но причина появления такого названия иная. Когда советские власти разрешили евреям эмиграцию, хоральная синагога стала центром для тех, кто хотел уехать из СССР. Говорили, что с этой горки весь мир видно.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА:
Синагога (от греческого synagoge — собрание, место собрания) в Иудаизме — община верующих и молитвенный дом. Синагоги возникли в Палестине в 4 в. до н. э. и в Египте в 3 в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и расширения диаспоры синагоги стали создаваться повсюду, где жили евреи. В синагоге совершается богослужение, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда. В средние века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от Синагоги. Архитектурные типы синагоги весьма многообразны. Общими их чертами являются прямоугольный план, несколько нефов (З или 5), «ковчег завета» (у восточной стены) со свитками Библии и впереди него — возвышение для чтения священных текстов. Новый Завет свидетельствует, что синагоги существовали во всех общинах диаспоры.