Ханука

Московская Хоральная Синагога

История праздника Ханука

I.               Под сирийским владычеством 

Antioh_0Более 2000 лет тому назад земля Израиля являлось в течение некоторого времени частью сирийской империи, управляемой царями династии Селевкидов.

Наш рассказ о событиях, приведших к Хануке, мы начнем с повествования об Антиохе III, царствовавшем в Сирии в годы 3538—3574 по еврейскому календарю (222 -168 до начала современного летоисчисления). Он вел войну с египетским царем Птолемеем за овладение святой землей. В конце концов  Антиох III победил, и земля Израиля  была присоединена к его империи. В начале своего царствования царь был расположен к евреям и даже предоставил им некоторые привилегии. Однако позже, он был повержен римлянами, которые обложили его большой данью.  Антиох, как принято, переложил тяжесть этой дани  на «нетитульные» народности, населявшие его империю.  На евреев был  наложен огромный налог, который был на грани и даже за гранью их  возможностей. После смерти Антиоха  престол унаследовал его сын Селевкий IV, продолжавший,  как и его отец, притеснять евреев.

К тяжелому бремени налогов прибавилась и еще одна опасность, угрожавшая еврейскому народу  изнутри. Росло влияние эллинистов — «новых» евреев, приверженных идолопоклонству и греко-сирийскому образу жизни. Будучи более благонадежными в глазах оккупантов, такие евреи продвигались ими на важные посты. Первосвященник Йоханан предвидел опасность проникновения в Палестину греко-сирийской идеологии. В то время как Сирия поклонялась греческому идеалу внешней красоты, иудаизм проповедовал идеи правды и моральной чистоты, заповеданной Б-гом в Торе. Еврейский народ никогда не должен отказываться от своей веры в Б-га, не должен и не может принять идолопоклонство Сирии и Греции. Иоханан пытался  противиться попыткам евреев-эллинистов навязать стране греческие и сирийские обычаи. Эллинисты в свою очередь ненавидели Иоханана. Использовав тот факт, что налоги постоянно были недособраны, один из эллинистов  донес  царскому наместнику, что в Иерусалимском Храме хранятся большие богатства. Ограбив Храм можно было покрыть недоимки. Это был прямой удар против  Иоханана. Доносчик рассказал  о двух частях Храмовой казны. Первая состояла из   «пол-шекелевых монет», которые все взрослые евреи ежегодно вносили в храмовую казну. Эти деньги предназначались для покупки жертвенных животных, а также шли  на ремонт здания Храма. Другую часть храмовой казны составляли деньги цдаки на  сиротский фонд. Селевкий нуждался в деньгах для выплаты дани римлянам. Он послал своего сановника Гелиодроса с приказом немедленно изъять деньги, хранившиеся в Храме. Напрасно умолял его первосвященник Иоханан не делать этого. Гелиодрос не послушался его и вошел за ограду Храма. Но внезапно его обуял ужас. Он побледнел, упал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, то отказался от дальнейших попыток проникнуть внутрь Храма.

II.             «Умалишенный»

Вскоре после этого Селевк был убит и правителем Сирии стал брат его Антиох IV. Это был тиран с пылким темпераментом, необузданный, с презрением относившийся к чужим религиозным чувствам. Ему дали почетное звание «Эпифан», что означает «Любимец богов». Подобными титулами были наделены многие правители Сирии. Однако историк Полебий, современник Селевка, рассказывает, что народ прозвал его «Эпиман» — «Умалишенный», что более соответствовало вспыльчивому и жестокому характеру царя. Идея консолидировать  свое царство посредством введения  общей религии и культуры, обуяла неуровновешенного царя. Обособленность евреев мешала проведению этой идеи в жизнь, и Антиох решил сломить еврейский дух  запретом соблюдения ими всех их обычаев. Он снял с поста первосвященника праведного Йоханана, на его место был поставлен  его брата Йошуа, эллинизированный  еврей, который предпочитал называть себя греческим именем Ясон. Йошуа использовал свой пост для продвижения  и распространения греческих обычаев среди священнослужителей Храма.

Пост первосвященника превратился в предмет торга. Йошуа, или Ясон, был смещен и  заменен  Менелаем, обещавшим Антиоху больше денежных поборов. Когда бывший первосвященник Иоханан стал  протестовать против распространения влияния эллинистов, Менелай подослал к нему наемных убийц.

Антиох был в это время занят ведением успешной войны против Египта. Но вскоре из Рима прибыли гонцы с приказом приостановить войну. Антиоху пришлось подчиниться, и война была прекращена. Между тем в Иерушалаиме распространился слух, что с Антиохом случилось нечто серьезное. Предполагая, что Антиох умер, народ взбунтовался против Менелая. Первосвященник-предатель бежал вместе со своими приверженцами.

III.           Мученики

Антиох вернулся из Египта в ярости против Рима за вмешательство в его дела. Когда он узнал о мятеже против Менелая, он отвел свой гнев, повернув армию против евреев. Тысячи евреев были убиты.  Было  издано ряд декретов против евреев. Так было запрещено еврейское б-гослужение, были захвачены и сожжены свитки Торы. Под страхом смерти были запрещены соблюдение субботы,  обрезание, кашерная пища. Отряды евреев эллинистов проводили рейды против еврейской традиции под прикрытием войск Антиоха. Однажды уважаемому девяностолетнему старику, рабби Элиезеру, было приказали публично съесть свинину с тем, чтобы его примеру следовали и другие. Когда он наотрез отказался выполнить это, ему предложили приложить хотя бы к губам это трефное мясо, будто он его ест. Но рабби Элиезер отказался выполнить и это. И тогда его  подвергли мученической смерти. Такая судьба постигла и тысячи других людей, которые не соглашались отступиться от традиций отцов. Известная история  про зверское убийство Ханы и ее семерых детей относится именно к этому времени.

Люди Антиоха ходили из города в город, из деревни в деревню, заставляя их жителей поклоняться идолам. Некоторые евреи пытались убежать в  горы Иудеи и спрятаться в  пещерах. Но и там эллинисты и сирийцы преследовали их, и много евреев погибло от  жестоких пыток.

IV.           Маттитьягу 

И вот служители Антиоха явились в деревню Модиин, где проживал старый священнослужитель Маттитьягу. Когда сирийский военачальник построил в деревне на базарной площади алтарь и потребовал, чтобы Маттитьягу принес жертвы греческим богам, последний ответил: «Я, сыновья мои и мои братья решили остаться верными союзу, заключенному нашим Б-гом с нашими предками».

Тогда к алтарю приблизился еврей-эллинист, чтобы принести такую жертву. Маттитьягу выхватил свой меч и убил вероотступника на месте. Сыновья Маттитьягу и их единомышленники  взялись за мечи и разгромили отряд сирийцев. Языческий алтарь был разрушен.

Маттитьягу понимал, что Антиох, узнав о случившемся, обязательно пошлет карателей для  наказания  восставших. Поэтому он покинул деревню Модииин и вместе с сыновьями и друзьями бежал в Иудейские горы.

К нему присоединились и другие  мужественные люди, оставшиеся верными еврейству. Они образовали партизанские отряды, которые время от времени оставляли свои убежища, чтобы напасть на вражеские войска и их аванпосты, убивая сирийцев и разрушая языческие  алтари.

V.             Маккавеи

Перед своей смертью Маттитьягу призвал  сыновей и завещал  им продолжать борьбу в защиту нашей Торы. Он предложил им следовать советам их брата Шимона Мудрого, а военачальником назначить Иуду Могучего. Иуда был назван «Маккавеем». Это слово состоит из начальных букв четырех еврейских слов: «Ми камоха ба элим А-шем», что означает: «Кто подобен Тебе, о Б-г наш!».

Антиох послал Апполония своего избранного военачальника, чтобы уничтожить отряды Иуды. Но несмотря на перевес в численности и военном снаряжении, сирийцы были разбиты. Антиох послал еще один карательный отряд, но и тот был разбит. Антиоху стало ясно, что, только послав против Маккавеев мощную армию, можно рассчитывать на победу над ними. Страну наводнила армия из 40000 человек под командой двух военачальников — Никанора и Горгиаша. Когда об этом узнали Иуда и его братья, они воскликнули: «Будем бороться за наш народ и за наш Храм!» Народ собрался возле Мицпа, на месте где пророк Шмуэль когда-то обращался к Б-гу. После ряда серьезных битв, в которых победа была  за Маккавеями, народ поверил в успех, а у Иуды появилось множество соратников.

VI.           Освящение Храма

Маккавеи направили свое войско  к Иерусалиму  и освободили его. Войдя в Храм, они первым делом очистили его от идолов, поставленных туда сирийскими вандалами. Иуда и его соратники построили новый жертвенник и освятили его. Служба в Храме была возобновлена. Это было в двадцать пятый день месяца Кислев 3622 года  по еврейскому календарю(-39 г.)

Arc_de_Triumph_copyЗолотая менора  была давно похищена сирийцами и  поэтому  для  ее замены использовали семисвечник из обыкновенного  металла. Когда Маккавеи собрались  зажечь его, то оказалось, что сохранился лишь  один маленький кувшинчик с неоскверненным оливковым маслом за печатью первосвященника Иоханана. Этого масла могло хватать только на один день горения в лампадах. Но произошло Б-жественное чудо и этого масла оказалось вполне достаточно, чтобы лампады временной меноры горели в течение целых восьми дней, пока не было изготовлено новое чистое масло. Это чудо показало, что Б-г вновь взял Свой народ и Свой Храм  под свою защиту. В память об этом чуде и об этих событиях наши мудрецы выделили эти восемь  дней  для выражения благодарности Б-гу и для зажигания Ханукальных огней.

Н. Изаксон