Новости

Московской Хоральной Синагоги

25 октября — день памяти Ицхака Рабина.

Publishedи: Октябрь 23, 2015 Уменьшить - Уменьшить

4dgO0WS6OTs

25 октября,12-й день месяца Хешван по еврейскому календарю – печальный день в истории государства Израиль и всего еврейского народа.

Выдающийся государственный деятель и военачальник Ицхак Рабин был убит 4 ноября 1995 года в Тель-Авиве после выступления на многотысячном митинге в поддержку мирного разрешения арабо-израильского конфликта. Он был убит религиозным евреем, жителем страны, которой руководил Ицхак Рабин, страны, которой он желал мира и безопасности. Внезапная насильственная смерть Ицхака Рабина от убийцы-еврея повергла израильтян в глубокий шок. С именем Ицхака Рабина израильтяне связывают историю становления Еврейского государства. В глазах народа этот человек выглядел настоящим героем.

В последний путь премьера провожала многотысячная толпа израильтян, каждый считал своим долгом отдать дань памяти национального героя.

 

Сегодня мы вспоминаем, как 21 год назад, 23 апреля 1994 года Ицхак Рабин, премьер-министр Израиля, впервые приехал в Россию и посетил Московскую Хоральную синагогу, как единственное в то время место, где собирались евреи, как самую старинную синагогу.

Именно в этот период проходили известные всем мирные переговоры в Осло и политика Рабина не одобрялась большинством российских евреев, живущих в Израиле. Олим хадашим из России считали стремление премьер-министра к мирным переговорам слабостью и были против того, чтобы арабы получили хотя бы квадратный метр земли.

Несмотря на это, Ицхака Рабина невероятно тепло встречали в Москве. Встретить премьера в Московскую Хоральную синагогу пришло более 4000 тысяч человек.

Из воспоминаний главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта:

«Приезд Ицхака Рабина – безусловно, исторический момент. Его визит проходил как раз во время мирных переговоров в Осло. Я помню, как во время его приезда перед нашей синагогой собралась демонстрация религиозных сионистов. Они держали плакаты с надписями: «ЙЕШ»А зе кан». Аббревиатура ЙЕШ»А – это обозначение поселенческих территорий, Иудея, Самария и Газа, а «зе кан» в переводе с иврите – это тут.  Лозунг «ЙЕШ»А зе кан» означал, что отказ от Иудеи, Самарии и Газы — это равносильно тому, чтобы отдать Тель-Авив. Когда Рабин увидел эти плакаты, он засмеялся и сказал: «Да уж, в таком случае, Дай Б-г чтобы ЙЕШ»А были здесь, а не в Израиле».

Еще один момент, который можно вспоминать с улыбкой. В нашей синагоге тогда был Хор Турецкого. И Михаил Турецкий постоянно давал хору знаки перед тем, как они говорили «Амен». Ицхак Рабин спросил меня: «А что это значит?». Я объяснил ему, что они не читают на иврите, и Михаил должен им показывать. Я помню, что Рабина это очень рассмешило».

Для российского еврейства визит премьера имел немалое значение. До этого визита израильский истеблишмент не считал нужным поддерживать еврейское образование в России и в других странах, кроме Израиля. Позиция была такова – пусть все евреи уезжают в Израиль и все. В тот знаменательный день, когда Ицхак Рабин был в нашей синагоге, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт выступил с речью, где говорил, что если в России не будет еврейского образования, тогда не будет и евреев. А если не будет евреев — то алии в Израиль тоже не будет. И лишь после этого, руководство государства Израиль пересмотрело свою политику. До сих пор вопрос еврейской самоидентификации и образования является одним из самых главных задач государства.

20 лет назад на площади Царей Израиля Ицхак Рабин произнес свою последнюю речь. В ней были следующие слова:

«Я всегда верил, что большинство народа стремится к мирной жизни, и сам готов пожертвовать многим ради этого.

Но, прежде всего, сам израильский народ доказал, что мир возможен. Нужно много молиться, чтоб наступил мир, однако одних молитв мало. Мир наступит, когда он станет истинным и единственным стремлением нашего народа.

Мирный процесс связан с трудностями, иногда с очень большой болью. Безболезненных путей у нашего народа не осталось, однако мирный путь лучше тропы войны».

«В концепции мирных переговоров в Осло была одна существенная ошибка, которую тогда допустило израильское руководство. Они считали, что мир приводит к безопасности. Сейчас мы видим, что это не так. Наоборот — безопасность приводит к миру. В первую очередь надо обеспечить безопасность, а потом уже вести мирные переговоры.

Невозможно оценить трагедию Израиля и всего еврейский народа, связанную с гибелью Ицхака Рабина.  Я выражаю искреннюю надежду, что это убийство было последним случаем, когда еврей использовал насилие против другого еврея» — прокомментировал главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт.